Обобщение педагогического опыта

      Обобщение педагогического  опыта воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 11 г. Киржач





Тема опыта:
«Развитие воображения дошкольников через использование нетрадиционные техник в продуктивной деятельности».




Выполнила
Мохонько Ольга Владимировна






Киржач 2016
Сведения об авторе.

 Мохонько Ольга Владимировна  07.11.1981 года рождения
 г. Киржач
Образование: среднее специальное
Киржачский Машиностроительный Колледж 2001г.
Профессиональная переподготовка: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)2015г.  « Теория и практика дошкольного образования»
 Место работы: МБДОУ детский сад № 11 г. Киржач
Должность: воспитатель
Общий стаж работы:  16 лет
Педагогический стаж: 14 лет
Стаж работы в данном учреждении в занимаемой должности: 4 года
Квалификационная категория:  первая
   


Условия формирования опыта.
 Л. С. Выготский считал, что важнейший (сенситивный) возраст для развития воображения, а значит и для закладки основ творчества – дошкольное детство.
Для развития воображения и творчества ребенка необходима поддержка взрослых, поощрение любознательности детей, их экспериментирования, поисковых действий, оригинальных решений, выхода за пределы образца. Отдельным и важным условием является степень влияния, вмешательства взрослого в творческие попытки детей. Если она будет слишком большой, то что останется ребенку? И. С. Коростелева и В. С. Ротенберг исследовали зависимость поисковой активности ребенка от варианта отношения к ней взрослого. Авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и безразличие снижают  инициативу, самостоятельность ребенка, вызывают изученную беспомощность, разочарование в собственных силах, которые приводят к отказу от поиска.
Эффективным является создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и использовать предметы-заменители. Наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями в окружение ребенка нужно включать предметы-заменители. В настоящее время в аппликации и рисовании можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы, ватные палочки, пробки и т.д. Действуя с ними, используя их различными способами, ребенок интенсивно развивает воображение.


Актуальность и перспективность опыта.

    Актуальность опыта обусловлена тем, что на современном этапе творческое воображение становится определяющим во всей практической деятельности человека.
   Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связанны с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток на уровень выполняемой деятельности, на стиль общения с людьми, на осознание своих достоинств и недостатков. Формирование творческой личности, которая способна оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуация, действовать инициативно и креативно – является главной задачей для современной системы дошкольного образования. Творческое воображение является одним из видов воображения, в процессе которого человек самостоятельно способен создать новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение. Использование нетрадиционных техник и материалов, которых сейчас очень много, способствует решению этой задачи.
    Тема развития воображения  волновала педагогов во все времена. Поэтому считаю, тему опыта очень актуальна для успешного развития психического здоровья ребенка.
    Это направление деятельности дает возможность самореализации каждого ребенка, свободы выбора материалов для творчества, способов выполнения работы.
    Таким образом, ребёнок развивает воображение, которое использует в разных видах деятельности, проявляет любознательность, достаточно хорошо овладевает устной речью,  выражает свои мысли и желания,  для построения речевого высказывания в ситуации общения со сверстниками и взрослыми, у ребёнка развивается крупная и мелкая моторика, что соответствует ФГОС ДОО.

Ведущая педагогическая идея опыта.
    Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
     В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
    Изобразительная деятельность (рисование и аппликация) имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, влияет на всестороннее  развитие и воспитание дошкольника.
- Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
- Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
- Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
- Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
       Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.


Теоретическая база  опыта.

     Проблемой творческого воображения занимались многие исследователи. Среди них В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Г.Л. Сорокин, Д.Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-Томина, Л.Д.Столяренко, Л.С. Выготский, Р. М. Грановская, Я. А. Пономарев и мн. др. Из зарубежных исследователей Дж. Гилфорд, Е.Торренс, Л. Терстоун, Р.Мэй и др.
     Рисование- это искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы, с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм, средством более или менее сильного покрытия их каким- либо веществом.
Рисование- это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки- инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Оригинальное рисование раскрывает возможности ребёнка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Используя новые и интересные технологии, стараюсь не навязывать свою точку зрения на окружающий мир и даю детям возможность самореализации, реализации творческого потенциала.
     Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. 
     Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
     Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

    Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.
     В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
     Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины.
     После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди.
В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.
   Аппликация и рисование могут быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
    Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:
·        Быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
·        Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;
·        Знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. п.);
·        Развивать ручную умелость;
·        Соответствовать санитарно – гигиеническим нормам.
     И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации и рисования (Приложения 1, 2).
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Новизна опыта.
    В основе опыта – комбинированное сочетание традиционных и активных приёмов, форм и методов обучения, направленных на развитие творческих способностей каждого воспитанника. Новизна опыта заключается в практическом применении нетрадиционных техник рисования и аппликации  традиционные и инновационные формы, методы и приёмы обучения декоративно-прикладному искусству, которые направлены на формирование творческих способностей воспитанников и создают необходимые условия для развития творческого потенциала личности. 


Технология опыта.
      Творческое воображение – это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.                  
       Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и многие педагоги современности 3.И. Теплова, А. В. Шестакова, Д. И. Воробьева, Л. В. Костина, Т. Н. Доронова, Новизна обстановки, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот, что обеспечивает развитие творческого воображения.
На занятиях нетрадиционной техникой аппликации и рисования я учу растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. При этом формируется способность создавать сюжет, определять тему композиции, осуществлять отбор предметов, персонажей будущего рисунка.
 Работая с детьми своей группы, применяю основные направления с использованием нетрадиционных техник изображения:
- от наклеивания отдельных предметов к наклеиванию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному изображению;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники аппликации.
Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, сотрудничать в процессе коллективной работы.
        Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.   



Результативность.
Диаграмма 1. Результаты диагностики воображения группы до начала работы:
  Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в группе на начало эксперимента имело средний уровень развития воображения.
  По результатам диагностики детей группы, по методике «Нарисуй что-нибудь», до начала эксперимента, мы получили следующие результаты:
1 ребёнок с очень высоким уровнем воображения (10 баллов).
3 детей с высоким уровнем (8-9 баллов)
4 детей со средним уровнем (5-7 баллов)
2 ребёнка с низким уровнем (3-4 балла)
и 2 с очень низким уровнем (0-2 балла)
   С помощью субтеста П. Торранса «Закончи рисунок» была проведена диагностика творческого мышления детей. В этом субтесте детям предлагалось дорисовать незаконченные фигуры, добавив к ним линии, и придумать, таким образом, предметы, сюжетные картинки или целую историю.
  Диаграмма 2 . Выводы об уровне развития воображения в группе на момент окончания эксперимента:
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в группе на момент завершения эксперимента имело высокий и очень высокий уровень развития воображения.
    Оценка рисунка ребенка производилась в баллах по следующим критериям:
 10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто
оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
 8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
 5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
 3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
  0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
     По результатам проведенного тестирования, был сделан вывод о том, что большинство детей в группе на начало эксперимента имело невысокий уровень развития творческого мышления, дополнения к фигурам были в большинстве случаев мало оригинальны, рисунки плохо прорисованы и зачастую повторяются; только один ребёнок придумал сюжетные картины на основе предложенных элементов тестового материала. На момент окончания эксперимента имело высокий и очень высокий уровень развития творческого мышления, рисунки детей стали более многодетальны, продуманны и прорисованы.
       Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто работает, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
       Данный опыт работы доказывает, что нетрадиционные техники рисования и аппликации способствуют эффективному развитию творческого воображения.


Адресная направленность.

     Данный педагогический опыт работы может быть использован в совместной работе воспитателя с детьми,  на педагогических советах ДОУ, в работе РМО. Так же может быть полезен начинающим педагогам.
      Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

  
Используемая  литература.
1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

2. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! » // Обруч. - 2003. - № 5.
3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .
6. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
7. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»)
8.http://festival.1september.ru/articles/618852/
9.http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2310-statya-applikaciya-ee-vidy-i-vliyanie-na-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta
10.http://doukirgach.jimdo.com/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BC/%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0/









Комментариев нет:

Отправить комментарий